Онлайн-Заявка
Дата: 19 июня 2023 г.

Первые в мире эвакуаторы появились в первой половине ушедшего столетия в США. С тех пор количество машин, периодически нуждающихся в помощи спецтехники, только растет. За истекший век число единиц автомобильного транспорта увеличилось с 300 тыс. до 1,2 млрд шт. Эксперты полагают, что с каждым годом рынок будет дополнительно прирастать еще на 3-5%.
О специфике российского рынка
В России развивается не только сфера услуг, непосредственно связанная с эвакуацией автотранспорта, но и сопутствующие ей экономические системы. В частности, речь идет о разработке и создании эвакуаторов. Отечественные производители выпускают технику на базе отечественных же шасси, а кроме того, используют продукцию азиатских брендов – Isuzu и Hyundai. Изготовители спецтехники реализуют не только готовые модели, но и создают нестандартные образцы, сообразуясь с потребностями заказчика.
Кто пользуется услугами эвакуатора? Это могут быть как представители бизнес-структур, так и частные лица. Во втором случае речь обычно идет о перемещении поломавшегося либо пострадавшего в ДТП легкового автомобиля. Что касается юридических лиц, то они заказывают не только транспортировку специальных машин, но и доставку разного рода модульных и строительных конструкций. Как правило, в каждом из российских городов формируется свой рынок соответствующих услуг.
Мировой опыт
Сегодня рынок эвакуации автотранспорта «уберизуется»: люди и организации постепенно заменяются цифровыми платформами. Благодаря такому решению, издержки бизнеса сокращаются, стоимость услуг падает, а заказанный транспорт скорее прибывает в точку назначения. Как это происходит в США? Для примера можно рассмотреть основанный в 2014 году сервис Honk. С его помощью американцы могут воспользоваться услугой вызова эвакуатора в режиме 24/7. На платформе нет обозначенных тарифов: при поступлении вызова агрегатор обрабатывает предложения профильных компаний, а уж затем называет заказчику стоимость услуги. Примечательно, что американский рынок вдесятеро объемнее российского. Здесь работает порядка 8 тыс. компаний, но 15% дохода достаются полусотне крупнейших игроков.
В Германии заказ эвакуаторов осуществляется на других принципах. В стране действуют общественные организации (автомобильные клубы), которые следят за состоянием рынка и блюдут интересы владельцев транспортных средств. Одним из крупнейших немецких клубов такого толка является ADAC, где в 2018 году работало почти 3000 сотрудников. Для получения услуг претенденту нужно вступить в организацию и оплачивать регулярные членские взносы: за счет этих платежей (от €50 в год) человек впоследствии получает от клуба всяческую помощь, в том числе при поломке либо аварии авто.
Проблемы, поиски решения
Что касается проблем российского рынка автоэвакуации, то таковых обнаруживается несколько. Так, сделавшему заказ клиенту приходится долго ждать приезда спецтехники. В основном это касается жителей крупных городов, где эвакуатор приезжает лишь спустя 1,5 часа после вызова (в среднем). Такая неприятность бывает обусловлена либо скудным автопарком конкретной компании, либо отсутствием автоматизированной системы, что учитывает расположение имеющихся в наличии образцов техники. Следствие этого – нерасторопность диспетчерской службы и высокая цена услуги (сказывается холостой пробег спецмашин).
Еще одной сложностью является отсутствие вменяемых и четко прописанных тарифов на перевозку транспорта эвакуатором. Причина этого явления кроется в сложной системе расчетов. Диспетчеру нужно учесть массу факторов, начиная с марки/модели авто и заканчивая трудностями подъезда к ТС. Получается, что зачастую клиент не может сразу же выяснить точную стоимость услуги. Неизбежны сюрпризы, и порой не очень приятные.
По мнению экспертов, чтобы решить имеющиеся проблемы, игрокам рынка автоэвакуации необходимо начать прислушиваться к нуждам клиентов и сформировать общую для всех систему оценки работы.